en
 
              


 
      
Картинки по запросу артгид   ÐÑ€Ñ‚хроника – журнал No.1 об искусстве в России Картинки по запросу timeout    
Site logo main            Ð¤Ð°Ð¼Ð¸Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ðµ ценности    

 Выставочный проект "Морфология" часть # 1

На выставке были представлены скульптуры, графические полотна, а также светодинамическая инсталляция "Форма и свет"

 

         
 
 
Морфология
 
 Введение
 
 Безусловно, наше пребывание в этом мире временное и частичное, но оказавшись в роли гостя, а скорее даже в роли туриста мы стараемся ощутить и оценить всю здешнюю специфику. Мы облачены в форму и живём в мире форм. Заботимся о собственной форме и о форме окружающих вещей, но какое действие она оказывает и какие при этом используются критерии оценки, остаётся за границей понимания. Мы часто отождествляем реальность с формой. Форма это средство идентификации, мерило красоты, оковы и предмет вожделения, внешний фактор, который часто становится определяющим. Весь физический мир – это набор форм. Наше знакомство с миром происходит через форму. При этом она провоцирует, но ничего не утверждает.
 
Выставка «Морфология» это погружение, как в подземную реку, в эзотерическое пространство форм.
 
 Форма и содержание.
 
 Форма – это не более чем оболочка, она одинаково видима для всех, она однозначна и стабильна в смысле первичной рефлексии, при этом, если она не соответствует существующим стереотипам, каждый начинает воспринимать её по-своему, вкладывать в неё свой смысл, основанный на собственных знаниях, опыте, чувствах. Включается динамический механизм немого диалога и субъективного познания.
 Мы живём в сложившейся субкультуре и воспринимаем опосредованно всё, что видим, это значит, что навязываем предметам тот общепринятый смысл, который возможно не соответствует их изначальному замыслу. Разделение понятий «форма и содержание» является не столько теоретическим сколько физическим. Их связь настолько зыбкая и условная, что держится исключительно на общей договорённости. Даже в природе существует множество фактов несоответствия формы и содержания, например умение многих видов маскироваться. Формы же рукотворные вообще становятся свободны от этой связи.
 На выставке «Морфология» представленные формы не настолько очевидные, чтобы можно было дать им однозначную оценку. Каждый интерпретирует их по-своему, каждое прочтение сугубо индивидуально и является отражением субъективного мира. Это своеобразное психологическое зеркало, тест для самоосознания.
 
 Язык форм.
 
 Каждый человек способен анализировать и распознавать малейшие нюансы формы, например, различать миллионы лиц людей, оттенки их мимики и физического самочувствия. Наша связь с формой настолько сильна, что даже в ментальном и эмоциональном пространстве, в мыслях, в мечтах, во снах мы визуализируем образы в формы. При этом все эти процессы происходят бессознательно и, в результате, этот срез жизни остаётся мало изученным и закрытым. Отсюда возникает порой невежественное отношение, которое влечёт за собой создание и потребление вредоносных форм, нарушение визуальной чистоты и экологии.
 
 Многолетние наблюдения и изучения форм дало понимание, насколько сильно их психологическое влияние на человека. Отсюда моё предпочтение органической, минималистичной пластики, как наиболее органичной и полезной для психики. Я стараюсь, порой интуитивно, порой сознательно нести умеренный позитив, не очевидный, но преобладающий на чаше весов. В этом основное творческое кредо. Создавать драматургию без драматизации, ставить вопросы, не ставя в тупик. 
 
 Форма и свет.
 
 В идеале, для формы существует тактильное восприятие. Визуальное же прочтение формы происходит благодаря свету и тени. Статичность скульптуры, за счёт динамики света, приобретает непостоянство. Форма предстаёт в разном свете по-разному, она оживает и меняется до неузнаваемости. Процесс изучения формы (морфологии) посредством света, это проявление и сокрытие её разных граней сущности.
 
   На первом этаже представлены скульптуры, помещённые в светодинамическую среду. Из миллиона возможных световых комбинаций используется 3-4, но и они наглядно демонстрируют, насколько важен свет для восприятия формы. 
 
 Форма и масштаб.
 
 Масштаб относителен. Исследователь, вооружённый оптикой способен изучать микромир или далёкие небесные тела.  Зеркальный аналог этому процессу - метод увеличения объекта наблюдения до масштаба способного раскрыть его смысл. Человек может виртуально изменять масштаб скульптуры за счёт воображаемого изменения собственного масштаба, при этом меняется отношение к ней самой, и к методу её изучения. Так исследователь условно становится мельче, чтобы изучить детали, или больше, чтобы увидеть целостную картину. Также масштаб активизирует инстинктивные механизмы соизмерения себя с объектом наблюдения для определения весовой категории и субординации.
 
   На втором этаже представлены скульптуры в том масштабе, при котором возможно оценить их целостно и их графические фрагменты в изменённом масштабе, где на первый план выходит «деталь». Вектор увеличения масштаба ведёт к изменению отношения к объекту в целом. Скульптуры начинают восприниматься эскизами, а графические изображения дают представление об их истинном масштабе. Графические фантомы становятся как будто реальнее своих материальных прототипов.
 
   Термин «морфология» подразумевает не столько изучение самого генезиса формы, сколько изучение психологии и механизмов анализа и оценки формы, вычленение и визуализация в сознании этого понятия как такового.
 
В качестве «наглядных пособий» представлена цепочка образов отсылающих к теме начала жизни, когда форма предстаёт без названия и без знания о ней. Она выстроенная в виде потока сознания который апеллирует к инстинктивному и интуитивному прочтению формы и к осознанию древней, генетической (визуальной и тактильной) памяти человека.